Правовой статус наблюдателей при проведении выборов и референдумов
Кто такой наблюдатель?
В избирательном законодательстве наблюдатель определяется как гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.
Каковы цели наблюдения за выборами и референдумами?
Основные цели наблюдения за выборами и референдумами – контроль за соблюдением законодательства при проведении голосования и подсчете голосов, обеспечение открытости и гласности избирательного и референдумного процессов.
Кто вправе быть наблюдателем на выборах и референдумах?
Наблюдателем на выборах и референдумах может быть любой гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18-летнего возраста, не подпадающий под ограничения, установленные законодательством.
Кому запрещено быть наблюдателем?
Законодательством установлен ряд лиц, которым запрещено быть наблюдателями. В частности, не могут быть назначены наблюдателями:
- губернаторы;
- главы муниципальных образований;
- главы местных администраций;
- лица, находящиеся в непосредственном подчинении глав местных администраций;
- депутаты всех уровней;
- судьи;
- прокуроры;
- члены комиссий с правом решающего голоса.
Права и обязанности наблюдателей
В какой период наблюдатель вправе присутствовать в помещении избирательной комиссии?
Наблюдатель имеет право присутствовать в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
В помещении иной комиссии наблюдатель вправе присутствовать в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.
Какие действия вправе совершать наблюдатель?
Наблюдателю принадлежат следующие права, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению в избирательной комиссии:
- знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
- присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования;
- наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
- присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;
- наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;
- знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
- наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
- обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
- знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;
- носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;
- обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;
- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;
- производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования.
Каким образом наблюдатель может осуществлять фото- и видеосъемку?
При осуществлении фото- и видеосъемки не должно допускаться вмешательство в деятельность избирательных комиссий, не должен нарушаться принцип тайны голосования (нельзя снимать заполненный избирателем бюллетень, места для тайного голосования), не должно нарушаться законодательство о персональных данных (не допускается съемка паспортных данных избирателей, списка избирателей).
Какие действия запрещено совершать наблюдателю?
Федеральным законодательством установлен ряд запретов к деятельности, осуществляемой наблюдателем в избирательной комиссии. В частности, наблюдателю запрещено:
- выдавать избирателям бюллетени;
- расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
- заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
- совершать действия, препятствующие работе комиссии;
- проводить агитацию среди избирателей;
- участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Какие гарантии деятельности наблюдателей предусмотрены избирательным законодательством?
Избирательным законодательством предусмотрен ряд норм, обеспечивающих возможность осуществления наблюдателями своей деятельности, в частности:
- наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;
- увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;
- помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;
- председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;
- участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;
- по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.
Какими могут быть последствия для наблюдателя, если он нарушает закон?
Наблюдатель, допустивший нарушение законодательства о выборах, референдуме может быть удален из помещения для голосования по мотивированному решению участковой или вышестоящей избирательной комиссии, принятому в письменной форме. Копия этого решения выдается наблюдателю. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают исполнение решения комиссии об удалении наблюдателя и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральным законодательством.
Наблюдатель, нарушающий общественный порядок в помещении для голосования, удаляется из него сотрудниками органов внутренних дел, которые принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральным законодательством.
Какой порядок обжалования действий (бездействия), нарушающих избирательные права?
Наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.
Наблюдатель может обжаловать в избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установлении его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса).
Жалоба может быть устной и письменной.
Как правило, если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председатель избирательной комиссии принимает меры к улаживанию конфликтной ситуации посредством разъяснения положений законодательства о выборах либо незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель.
В случае если наблюдатель подаёт письменную жалобу, она подлежит регистрации в специальном реестре.
Все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе участковой комиссии, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к протоколу об итогах голосования.
Жалобы наблюдателей, поступившие в иные избирательные комиссии, связанные с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, рассматриваются на итоговом заседании до подписания данной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов.
Копия решения избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.
Изменения в избирательном законодательстве: правила работы наблюдателей на выборах (2016 г.)
Дата последнего обновления информации - 22.12.2017 г. |